Форум » Общество » Слушая стихи латышских поэтов » Ответить

Слушая стихи латышских поэтов

Лестева Татьяна: Татьяна Лестева Слушая стихи латышских поэтов На очередном заседании литературного объединения «Чайка», работающего в санкт-петербургской библиотеке им. А.П. Чехова Фрунзенского равйона о своём видении и впечатлении от латышской поэзии, как отражении души латышского народа, рассказала Леда Павловна Авотина. Говоря о себе, она сказала, что её отец – латыш, правда, он не жил в этой семье, но когда она с ним встретилась, в ней заговорил голос крови, захотелось побольше узнать о латышском народе, о латышской поэзии. В сообщении она отметила, что в советской Латвии наиболее известна была поэзия Яниса Райниса, официального поэта. Далее Леда Пвловна читала стихи поэтов современной Латвии, преимущественно воспевающих природу. Говоря о характере латышей, она отметила, что это очень мирный и доброжелательный народ и что представление о нём, как о народе воинственном, жестоком не соответствует истине. Мне почему-то сразу вспомнился катрен из стихотворения неизвестного автора, бытовавший в университетской среде семидесятых годов прошлого века: « И ярко светит солнце, Зато в ночной тиши Стреляют в нас эстонцы, А также латыши». А докладчик, коснувшись латышского национализма, сказала, что на бытовом уровне национализма в Латвии не было и нет. Конечно, в советское время трудно было говорить о национализме латышей в республике, где 51 % населения составляли русские. Однако и тогда экскурсоводы, рассказывая о памятнике Родине в Риге, всегда обращали внимание на то, что она стоит спиной к России и смотрит на запад. Но, как только начались процессы распада СССР, национализм в Латвии стал государственной политикой, расцвёл пышным цветом. Мой дядя, военный врач, переехал в Ригу, поменяв свою квартиру в Ленинграде, после того как его дочь, тоже Татьяна, вышла замуж за рижанина. Много лет работал он врачом скорой помощи в Риге. Там же работала и его жена, медсестра. Привожу фрагменты двух его последних писем 2001 года. «… я сижу дома. Иногда выхожу на улицу ( на почту) погулять. Мне в октябре стукнуло 83 года. Оказывается, я пережил несколько революций: октябрьскую, хрущёвскую, горбачёвскую (чтоб он сдох, паразит) и теперь алкоголика. Хочешь – не хочешь, а политика нас задевает. 75 лет был человеком, а стал «негром» (т.е. не гражданином). Марина и Катя работают за гроши. Таня тоже где-то трудится. В общем, концы с концами сводим. …. ….Я прекратил работу, когда мне стукнуло 75 лет. И не потому, что не мог работать, а по другим причинам. Я не знал, да и не хотел государственного языка. А в то время моему начальству грозил штраф за то, что у ней работает русскоязычный. Это значит, что ещё в 1991 году появились ограничения в правах у не латышей. Наверное, ты из печати знаешь о различии в правах у «негров» (так называют не граждан). Что происходит у нас, наверное, ты знаешь. Промышленность ликвидирована полностью, а значит, и денег у государства нет. Сельское хозяйство захирело (заросшие поля). Магазины и рынки заполнены импортом (нам суют то, что сами иностранцы не употребляют из-за вредности и устарелости. Вот такая внешняя обстановка (вокруг нас). Наши дела по-прежнему Как поживает Таня (питерская)? Нашей в этот год стукнет 55 лет, а до пенсии не дослужила пока. В Латвии для женщин срок 62 года (то же и для мужчин)». Вот это, как оказалось, и была демократия в действии миролюбивого и доброжелательного латышского народа. В этом году летом нас навестила знакомая, приятельница сестры, оказавшаяся в Латвии в начале шестидесятых годов по распределению после института. Они с мужем купили квартиру в двухэтажном доме в Юрмале, где спокойно и мирно жили много лет. В обретшей национальную независимость Латвии сразу же появился наследник хозяина этого дома, живший где-то на хуторе в Литве, который тут же выселил всех жильцов. Её пока оставили, но квартплата взнеслась до невиданных дотоле высот. А если учесть, что жители рижского взморья лишились курортных доходов от россиян, любивших отдыхать на балтийском побережье, то резко упали и их доходы. Вернуться в Россию ей не к кому, так что приходиться доживать свой век в постоянном страхе оказаться в любой момент на улице. Вот такие ассоциации вызвали у меня дойны и стихи латышских поэтов, которые читала Леда Павловна. На следующий день после сообщения на форуме Самиздат в Литературной газете сразу бросается в глаза заголовок «Прощание с Латвией». Открываю текст. Это стихи нижегородца Юрия Стоюшкина о Латвии « Рижские этюды». Читаю. Красивые лирические стихи пропитаны тихо грустью о родной в прошлом земле. Некотрые из них я привожу. *** Моя золотая пропажа, Начало моё и итог... Пустынные рижские пляжи, Холодный промокший песок. Глотаю студённое утро И словно прибавилось сил, Как в детстве латышскую путру , Которую так не любил. *** Паустоувскому Как пленительна ваша романтика, Но, когда уж и это не лечит, Вдруг, всем сердцем потянет в Прибалтику, Так спешат на последнюю встречу. Лишь об этом желании думаю, Поскорее, а то не найду. Электричкой доеду до Дубулты И знакомой тропинкой пойду. Здесь светло, как над вашими книжками. Даже ветер за дюнами стих. Вот поляна с еловыми шишками. А за елями Дагни и Григ. Прощание с Латвией. От чего этот дождь после Лиго Навевает такую тоску И губами промокшая Рига Прикоснулась к седому виску. Потому что рассказаны сказки, Потому что костры сожжены И бумажные шляпы и каски Никому теперь не нужны. Оставляем вам мост наш Вантовый И родительские гробы. Только где ещё «оккупанты» Жили хуже, чем их рабы? Вас смущали наши объятья, Вся Россия была для вас. Мы-то верили, что вы братья, Вы как каины, в трудный час. Счастья вам на пути неведомом, И удачи тем, с кем я рос, Ну, а то что «неграждан» предали, Пусть вам это простит Христос. *** Вот и в стихотворениях Юрия Стоюшкина прозвучали те же мотивы обиды за трагически несправедливую оценку деятельности русских в послевоенной Латвии, за превращение их в «негров», которые создали её промышленность, развивая окраины за счёт коренного населения страны. Прозвучала обида, боль, но не проклятие братьям- латышам, а наоборот просьба, обращённая к Христу простить предательство. Типичное проявление национального русского характера, о котором писал ещё Гавриил Романович Державин почти двести лет тому назад. «О росс! О добльственный народ, Единственный.великодушный, Великий, сильный, славой звучный, Изящностью своих доброт! По мышцам ты неутомимый, По духу ты непобедимый, По сердцу прост, по чувству добр, Ты в счастье тих, в несчастье бодр…» Леда Авотина в своём сообщении сказала, что она посещает собрания санкт-петербургского латышского землячества, которые проходят в атмосфере тихой семейной жизни с детьми и родителями. Я распечатала и передала ей стихи Юрия Стоюшкина с тем, чтобы она прочитала их на одном из собраний. Мы с интересом послушали латышскую поэзию. Пусть и они послушают поэзию оккупантов, превратившихся в негров. Может быть, Латвия услышит?

Ответов - 2

Лестева Татьяна: Выйдет эта статья в 11 номере журнала "Сфинкс", презентация 6 апреля. Хвалю главного редактора - Андрея Родосского. Он от редакции привел стихотворение МАЯКОВСКОГО 1922 года о ДЕМОКРАТИИ в Латвии. В унисон порозвучало!

redaktor: Видел 11 номер Сфинкса в Книжной лавке писателя на Невском. Купил. Действительно после статьи Т.Лестевой приведены стихи Маяковского" как работает республика демократическая?" 1922 г. "Во- первых, как это ни странно И Латвия - страна. Все причандалы, полагающиеся странам имеет и она. И правительство ( управляют которые), И народонаселение, и территория. Территории, собственно говоря, нет - только делают вид.... Просто полгубернии отдельно лежит. Об армии не буду отзываться худо: откуда её набрать с двухмиллионного люда?! ( Кой о чём приходиться помолчать условиться, помните? - пословица: "Не плюй вниз в ожидании виз"). Войска мало, но выглядит мило. На меня б на одного уж во всяком случае хватило. Тем более, говорят, что и пушки есть: не то пять, не то шесть. Конечно, нидля кого не ново, что у демократов свобода слова. У нас цензура - разрешат или запретят. Кому такие ужасы не претят? А в Латвии свободно - печатай сколько угодно! Кто не верит, убедитесь на моём личном примере. Напечатал "Любдю" - любовная лирика. Вещь -безобиднее найдите в мире-ка! А полиция - хоть бы что! Насчёт репрессий вяло. Едва-едва через три дня арестовала. Мораль в общем: Зря, ребята, на Россию ропщем." 85 лет тому назад Маяковского волновали те же проблемы, что происходят в Латвии и сейчас.



полная версия страницы